Как известно, одним из важных
направлений развития авиации является создание и использовании в военных
целях беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Еще недавно БЛА были большой
редкостью в войсках. В основном они использовались как летающие мишени
для тренировки летчиков-истребителей и расчетов зенитных комплексов.
В настоящее время без БЛА не
обходится ни один вооруженный конфликт с участием армий развитых стран.
Широкое внедрение подобных ЛА отвечает концепциям повышения автоматизации
управления подразделениями и частями и сокращения потерь личного состава.
Разведывательный комплекс, основанный на БЛА, служит для обеспечения командира на
поле боя воздушной разведывательной информацией о текущей обстановке в его зоне
ответственности.
Использование такого комплекса позволяет обходиться без заявок на разведку
в вышестоящий штаб (связанный с "большой" авиацией) и избавляет от
ожидания результатов разведки. Во многих случаях командиру необходимо просто быстренько
заглянуть за холм или просмотреть дорогу и ее обочины перед выездом колонны.
Интересно знать и реальное положение переднего края противника. Такие
задачи в настоящее время обычно решаются разведгруппами. Разведывательные
рейды часто сопряжены с людскими потерями и возможностью пленения разведчиков.
В свою очередь, БЛА - это всего лишь кусок пластмассы, полупроводников
и металла, и если он не вернется, то не жалко послать второй.

К сожалению, существующие БЛА и ДПЛА (дистанционно
пилотируемые летательные аппараты) - это сложная, объемная техника, требующая
подготовленных специалистов. Такую технику сложно разместить на переднем
крае, не говоря о том, чтобы взять её с собой в разведку. Таким образом,
перед разработчиками новых перспективных БЛА встала задача создания мобильных,
простых в эксплуатации и дешевых средств ведения воздушной разведки.
Ряд научно - исследовательских
учреждений и конструкторских бюро в США и других странах подошли к решению
этой задачи через уменьшение размеров БЛА и упрощение управления ими,
наделяя их большей автономностью.
Создаваемые в ходе этих работ
летательные аппараты выделились в отдельный класс ЛА - микролетательные
аппараты (МЛА). МЛА - это полуавтономный летательный аппарат, размером
менее 15 см в любом измерении, весом около 100 грамм. МЛА должен выполнять
различные военные задания, обладая при этом приемлемой ценой (менее 1000
долларов). На аппарате должна быть установлена видеокамера с отображением
в режиме реального времени, навигационная и связная аппаратура. МЛА должен
летать от 20 минут до 2-х часов с радиусом действия свыше 10 километров
и скоростью больше 45 км/ч.
Создаваемые МЛА будут висеть
у бойца на поясе подобно гранате. При необходимости проведения разведки
аппарат с помощью несложной пусковой установки запускается и сразу на
запястье оператора на дисплее пульта управления можно увидеть в режиме
реального времени результаты разведки.
Помимо разведывательных полетов
над открытой местностью, МЛА проектируется и для ряда других задач, таких,
как обследование внутренних областей зданий. Эти задачи могут выполнить
только они. Некоторые из задач МЛА представлены в таблице 1.
|
Задачи,которые могут быть выполнены МЛА или с использованием имеющихся средств (БЛА,
ДПЛА): | Новые задачи, выполняемые МЛА: |
|
Разведка (фото и видео в режиме реального времени); Ретрансляция связи в городских условиях; Биологическая, химическая и ядерная разведка; Поисково-спасательные работы. | Разведка внутренних областей зданий; Размещение датчиков на горизонтальных и вертикальных поверхностях, на транспортных средствах; Использование МЛА в управляемых боеприпасах (передача информации о результатах их применения и корректировка); Использование МЛА при поисково-спасательных работах (использование в НАЗе пилота). |
| Устойчивость |
Силовая установка |
Аэродинамика |
|
- Малая степень продольной устойчивости. Недостаточная величина управляющего момента по тангажу из-за малого плеча руля высоты. Возможность возникновения в некоторых конструкциях самопроизвольных колебаний по крену. |
- Низкая эффективность из-за малых размеров. - Проблемы промышленного производства. |
- Конструкция самолета размером меньше 15 см. - Малое удлинение крыла не позволяет достичь высокого аэродинамического качества. - Малые числа Рейнольдса Re, обусловленные небольшими размерами и малыми скоростями полета. |
Все развиваемые сейчас микроаппараты можно разделить на три класса (таблица 3). Основная задача первенцев среди МЛА - доказательство возможности их существования, решение технологических проблем и задач размещения полезной нагрузки, изучение проблем аэродинамики и создание новых силовых установок.
| С неподвижным крылом |
По вертолетной схеме |
С машущими (колеблющимися) крыльями |
|
MicroSTAR, Black Widow, MITE | Kolibri |
Орнитоптеры – ЛА, воспроизводящие принципы полета птиц (MicroBat) Энтомоптеры - электромеханические многофункциональные летающие/ползающие аппараты, использующие принципы движения насекомых (Entomopter) |
|
- Большие коэффициенты подъемной силы - Низкая маневренность, невозможность зависания |
- Высокая маневренность, возможность зависания - Большой расход энергии |
- Высокая маневренность, возможность зависания - Не отработана аэродинамика ЛА и конструкция движителей |
МЛА MicroSTAR является совместным проектом, на который Пентагон выделил 42 млн. долл.
MicroSTAR будет использоваться для
сбора информации, поиска целей и в качестве устройства поддержки мобильной
радиосвязи. Для него разрабатываются различные миниатюрные датчики, системы
передачи изображений в темноте в реальном масштабе времени и т.д. Вес
MicroSTAR составляет 85 г., размах
-15 см, дальность полета достигает 5 км, длительность полета - 20 мин,
скорость - 50 км/ч. MicroStar будет
снабжен цифровой камерой весом менее грамма, принимать изображение с которой
можно на обычные мониторы с расстояния до 5 км. MicroStar
разрабатывается в двух вариантах: с дистанционным управлением и с предварительно
программируемым маршрутом и профилем полета.
Аппарат Kolibri, выполненный по вертолетной схеме, разрабатывает фирма Lutronix.
Аппарат оснащен системой GPS, автопилотом и способен с 20 граммовой заправкой
выполнять 30-минутный полет с возможностью зависания.* Сорокодум Е.Д. Перспективы создания новой авиационной техники на основе использования колебательной аэродинамики // Самолет, № 3, - 2001, с. 39-41. http://vortex.viptop.ru/win/y0.html
Уже сейчас можно увидеть прообраз этих самолетиков (или механических мух?). В качестве примера МЛА с машущими крыльями можно назвать аппараты MicroBat, Entomopter, Mentor и некоторые другие.
Целью проекта MicroBat является создание МЛА с машущим крылом - орнитоптера весом
меньше 15 грамм
(включая видеокамеру и систему управления), а также исследование неизученных
областей аэродинамики такого ЛА. На ЛА установлены крылья, изготовленные
по MEMS технологии
с использованием титановых сплавов. Крылья приводятся в движение электрическим
мотором через трансмиссию. В качестве источника энергии на аппарате установлена
электрическая батарея. ЛА оборудован посадочным устройством. Были продемонстрированы
первые удачные полеты продолжительностью до трёх минут с частотой взмахов
крыльев 20 Гц. Продолжительность полетов во многом ограничена емкостью
источника питания. 
Автор проекта: Георгий Чирков. E-Mail: dixit@mail.ru
Copyright © 1999 . All rights reserved.
"; d.write(y); if(!n) { d.write("<"+"!--"); } //--> |
') if(js>11)d.write('<'+'!-- ')//--> |
Главная
|